menu
person

Муниципальный конкурс лучших работников образовательных учреждений

 «Учитель года – 2020»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» 

Презентация семинара

Дюрягин Александр Сергеевич

учитель физической культуры

МБОУ «СОШ №7»

Пояснительная записка

«Организация вариативной части занятий по физической культуре на основе рукопашного боя».

Создание условий для становления жизнеспособности подрастающего поколения, его готовности к эффективному   саморазвитию и самореализации при условии уважения и принятия традиций своего народа  выступает   сегодня одним из актуальных направлений деятельности нашего государства.

На современном этапе развития российского общества состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ оценивается как неудовлетворительно. Это, выражается, по мнению специалистов , в низкой физической  и двигательной подготовленности, низкой работоспособности, высоким уровнем заболеваемости. Во многом именно - это стало основным стимулом, пересмотра Федеральных государственных образовательных стандартов внедрение ФГОС второго поколения позволило учителю физической культуры наполнять содержание учебно-воспитательного процесса сообразно своим представлениям и предпочтения вариативной части.

Однако наполняемость такого объёма времени средствами и методами физической культуры до настоящего времени остаётся открытым. Обеспечить достижения желаемого результата можно только в том, случае, если учебный процесс будет осуществляться на совершено новом качественном уровне.

Поиск путей разрешения этого вопроса и обуславливает актуальность моего  исследования, связанной с разработкой содержание третьего часа программы и обоснованием условий её реализации.

Мною была разработана программа третьего часа по физической культуре в общеобразовательной школе на основе системы рукопашного боя Кадочникова. Ее отличает простота и доступность в обучении. Уроки по системе разработанные Кадочниковым позволяют обучить, основным приёмам даже физически неподготовленного человека. Этим система отличается от других традиционных боевых школ самообороны. Освоив ее простые и эффективные приемы, постоять за себя сможет даже слабый человек.

Включение в структуру программы по физической культуре старших классов в рамках вариативной части специально разработанную программу «Рукопашный бой как средство самообороны» позволит использование полученные навыки для:

- социализации подростков, возможности верного решения при внештатных ситуациях;

-  представления у обучающихся о видах спортивных единоборств, и с последующим выбором спортивного направления по избранному вида спорта, для занятий во внеурочное время.

Развитие рукопашного боя на Руси, являлась традицией славянского народа.

В связи с утерянными национальными традициями владения приемами рукопашной схватки, взамен были применены основы бокса, греко-римской борьбы и техники дзюдо. Влияния востока и запада оказало прямое влияния, для разработки приемов самообороны  и спортивного рукопашного боя.

Такой вид как самбо разработанный Ощепковым Сергеем Васильевичем, объединивший технику дзюдо и  борьбу  народов СССР. Так же, благодаря Кадочникову Алексею Алексеевичу обучение способу самозащиты   для гражданских лиц включает сокращённый комплекс технологий, позволяющих выживать в экстремальных ситуациях с использованием знаний физики, психологии анатомии.

 Но каждая методика обучения элементами единоборств, должна показывать свою результативность не только в получении умения и навыка   избранного вида спорта, но и морфофункциональные изменения при физических нагрузках, которые дадут положительный результат по окончании обучения. Для этого, при создании  методики  физического воспитания, мы можем использовать те средства, которые имеют научную обоснованность в их использовании. Согласно возрастным особенностям старшего школьного возраста, мы видим, что  сформированы все основные механизмы управления движений, что обеспечивает выполнение как длительных, так и кратковременных двигательных актов: выполнения бросков, ударов, метаний, прыжков и различных видов физической подготовки. 

Здесь я выделяю два направления обучения:

1. Спортивное направление – где продуктом данной деятельности является победители, спортивные результаты и достижения в соревновательной деятельности по избранному виду спорта. (самбо, спортивная борьба и виды различных единоборств).

2. Прикладное использование приемов рукопашного боя  для самообороны, умения действовать и принимать решения в экстремальной ситуации, если жизни и здоровью угрожает опасность.

Благодаря использованию разработанной программе, и заинтересованности детей по просьбе родителей была организованна секция по элементам единоборств, которая соответствует программе по физической культуре.

Таким образом, учитель в своей педагогической деятельности  обучает детей базовым видам спорта и дополнительно может привлекать детей во внеурочное  по своей спортивной специализации.

За время моей работы в секции, учащиеся становились чемпионами и призерами городских, областных, всероссийских и международных соревнований по избранному виду спорта. 3 учащихся удостоены звания КМС по Панкратиону. 2 из них получают педагогическое образования.

По изучению программы обучающийся может  использовать полученные им умения и навыки    рукопашного боя и  техники самозащиты, которые могут применяться  в условиях защиты своей  жизни, так же  при экстремальных, неординарных ситуациях, правильно найти выход из сложившейся ситуации, а так же они востребованы  в  ВС РФ, так как являются неотъемлемой частью подготовки военнослужащего.

Согласно «Государственной программе Российской Федерации» «Развитие физической культуры и спорта» одна из поставленных задач подпрограммы является выполнения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» населением Российской Федерации. В образовательных учреждения,  выпускники 11 классов заинтересованы в получении золотого значка ГТО, что дает им право получить дополнительный бал, при поступление в ВУЗ.

Таким образом,  для повышения уровня физической подготовленности обучающегося для выполнения сдачи норм ГТО, мною на уроке физической культуры применяется метод круговой тренировки для развития силовых, скоростно-силовых, координационных качеств которые могут использоваться в различных видах спорта, что существенно повысит качество и результативность используемого данного метода.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетаются любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере, определяющей отбор и интерпретацию содержания образовательных программ, является установка на формирование системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, нашедших отражение в комплексной системе Самбо.

Самбо - является составной частью национальной культуры, в которую входят не только самые рациональные методики и техники борьбы, а прежде всего история побед нашего Отечества, искусство, культура и конечно же Великий русский язык. Это та ценность, которую мы обязаны сообща сберечь и передавать из поколения в поколение.

С 2017 года на базе школы  реализуется проект «Самбо в школу», тем самым дополняя уже апробированную авторскую программу по самообороне, повышая заинтересованность и мотивацию к занятиям на уроке физической культуры.

Моя педагогическая деятельность направлена на комплексный подход преподавания физической культуры, так как считаю её важнейшим и эффективным средством не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического развития. Решая задачи физического воспитания, я ориентирую свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения.

Одно из требование современного урока – это обеспечение дифференцированного,  и индивидуального подхода к обучающимся,  с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры.

В своей педагогической деятельности пользуюсь современными образовательными  технологиями:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые и соревновательные
  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Технология дифференцированного физкультурного образования

      Для повышения двигательной активности и физической подготовленности использую в  работе с учащимися  наиболее эффективно следующие формы работы:

  • школьная спартакиада по видам спорта;
  • секционные занятия по видам спорта;
  • спортивные соревнования, конкурсы;
  • работа по индивидуально-групповым планам;
  • сотрудничество с родителями; учителями физической культуры  других школ.
  • организация и проведения соревнований по избранным видам спорта;

   Данные формы деятельности имеют практическую направленность, которая побуждает учащихся к самостоятельному выбору решений, формирует физические способности.